Home Фотографам «Объятия», или The Embrace

«Объятия», или The Embrace

E-mail Печать

В октябре 2020 года в ведущих СМИ, а за ними в социальных сетях можно было увидеть снимок, сделанный в национальном парке «Земля леопарда». Кадр из Приморья, облетевший новостные ленты, выглядел словно живописная картина. Наполовину в тени, наполовину в пятнах солнечного света, амурская тигрица обнимает ствол маньчжурской ели, почти сливаясь с деревом...

Тигрица под номером T 41F, ставшая супер-звездой 

Эта фотография краснокнижного хищника в умиротворенной обстановке — результат десяти месяцев фото-охоты, и она принесла фотографу Сергею Горшкову победу в престижном конкурсе Wildlife Photographer of the Year и мировую славу. Впервые за более чем полувековую историю премии Лондонский музей естествознания вручил ее россиянину.

О Сергее Горшкове 

Родился в селе Юрты Новосибирской области. Увлекся и всерьез занялся фотографией в 2000-x. По его собственным словам, съемка природы — то, о чем он мечтал в детстве и что сбылось через сорок лет... Один из основателей Союза фотографов дикой природы. Неоднократно отмечен в профессиональных конкурсах, а также выступал в жюри таких проектов, как фестиваль «Золотая черепаха» и конкурс Русского географического общества «Самая красивая страна».

Сергей Горшков готовит фото-ловушки с датчиком движения. С одной из них снят кадр-победитель 

«Я вернусь и все сфотографирую сам»

Я родился в далекой сибирской деревне и отец сформировал мою любовь к природе и к путешествиям. Сейчас это звучит странно, но когда я рос, первое время у нас в доме не было телевизора. Все свободное время я проводил наедине с природой. Это было единственным зрелищем для меня. 

Почему я снимаю? Самое простое объяснение — это возможность послушать рык леопарда в дельте реки Окаванго и гогот пролетающих гусей над просторами Таймырской тундры, почувствовать арктический ветер, стоя на краю обрыва мыса Уэринг на острове Врангеля и жар раскаленной лавы на вулканах Камчатки. Это удовольствие, которое я ежедневно получаю от общения с Дикой Природой и процесса съемки.

Меня часто спрашивают, как я начал снимать. Много лет назад, впервые приехав на Камчатку, я был буквально ошеломлен ее природой и решил купить фотоальбом о Камчатке — на память. Но в день отъезда я, к сожалению, не смог найти такого альбома. Мне кажется, именно тогда я впервые подумал: «Я вернусь и все сфотографирую сам».

Через несколько лет, когда у меня появилось свободное время, я взял Nikon и вернулся на Камчатку, на Курильское озеро. Там я начал снимать свой первый проект о медведях и медведи и являются моей страстью и моей визитной карточкой.

И с этого момента я не выпускаю из рук камеру. Сейчас съемка дикой природы это и есть моя настоящая жизнь и не главное, на каком уровне я снимаю, для меня главное, что я этим живу.

О философии фотографа

Я люблю находиться на Дикой Природе и, недавно задумался, именно тяга снимать и толкает меня в дальние уголки России. И если бы у меня не было в руках камеры, я не думаю, что так глубоко погрузился бы в мир Дикой Природы. Я по-прежнему снимаю для собственного удовольствия, как делал это, начиная снимать. Но теперь я показываю людям то, что они не видели и никогда не увидят. Снимая природу, я не разбогател, да я и не рассматривал мое увлечение фотографией как способ заработка. Но у меня есть возможность или привилегия видеть то, что многим просто не суждено и что невозможно увидеть даже за деньги. Возможность общения с дикими животными делает меня счастливым. То, чем я занимаюсь — частично наука, частично приключение и частично искусство. Я рад, что фотография стала моим главным способом познания природы. Сейчас для меня это отражение мира, в котором я живу. И я ничего не хочу менять, не хочу, чтобы съемка стала работой. Ведь тогда я потеряю ощущение легкости, свободу и перестану снимать. Давно известно, что невозможно любить за деньги. То же самое и в съемке дикой природы. Не получится хорошо снимать за деньги. И это остается моей философией по сей день.

О фотографическом стиле

Его поиск большое заблуждение. Просто нужно стараться снимать то, что имело бы отклик в вашей душе, и тогда это будет интересно другим и вызовет желание смотреть. Нужно снимать то, что вам нравится, и оттачивать свое мастерство в этом направлении, а стиль придет с годами и искать его глупо, никто его не терял. 

Это кажется трудным. Мой взгляд в фотографии формируется и развивается на протяжении многих лет. Вкус тоже формируется и изменяется постепенно. Лет семь назад я радовался фотографиям, которые сейчас не глядя выбрасываю в корзину.

Я прошел все этапы развития природной фотографии, пережил взлеты и падения. Мне повезло, и я смог реализовать свою детскую мечту и могу сказать, я счастливый человек!

«Когда я начал снимать, я не имел ни малейшего представления о съемке и не знал, что творится в фотографическом мире. Я просто снимал и получал огромное удовольствие. Сейчас я дружу со многими фотографами, но у меня нет кумиров, мне лишь могут нравиться или не нравиться какие-то фотографии. В моем понимании мы равны друг другу. Все показываем великолепие и боль этого мира, раскрываем красоту Дикой Природы и каждый это делает по-своему».

Путь к главному титулу

Победа была для меня большим сюрпризом и неожиданностью. Я даже не сразу поверил, когда Кейт Миддлтон, герцогиня Кембриджская, произнесла мое имя. Только через секунду понял, что это я. 

Перед объявлением победителя...

У меня был тяжелый, но очень интересный путь к победе (прежде Сергей семь раз был в числе финалистов WPY, — примечание Артнаграды). Здорово быть первым и вдвойне приятно быть первым русским, кто за 56 лет существования конкурса победил в нем.

Для большинства фотографов дикой природы это самый важный конкурс. Если проводить аналогию со спортом, он как Чемпионат мира. Победа — предел мечтаний. Не принципиально, какое место ты занял. Там каждая фотография достойна победы и звания «Фотографа Года». Потому что top-100 — это всегда top-100. Если ты попадаешь в этот список, ты попадаешь в мировую фото-элиту. Победа вселяет уверенность в себе, заставляет гордиться своими снимками... и иногда они приносят известность.

Помимо «Объятий», работа Сергея Горшкова, тоже с тигром, стала финалистом номинации «Портрет животного»

Я начал отправлять фотографии на крупнейшие конкурсы, только когда стал психологически готов и понял, что могу противостоять фотографам с мировыми именами. 

Люди не имеют ни малейшего представления о том, как это трудно — победить в конкурсе такого уровня. Мне ничего не доставалось в этой жизни легко. Пришлось трудиться много лет, я шел вверх по лестнице шаг за шагом. 

Были падения, огромное давление, но я сумел конвертировать его в энергию, которая помогла победить. Для победы нужна спортивная злость, и у меня ее предостаточно!

Встреча с красным ковром

Раньше конкурсов было немного. Итоги все ждали с нетерпением, обсуждали долго. Но сейчас множество соревнований фотографов дикой природы, и голова идет кругом. Фотоконкурс может организовать практически любой. Бизнес-модель довольно простая. Спонсоры, сайт для выгрузки фотографий, члены жюри, онлайн-голосование, награждение, пресс-релиз... Вот и все премудрости. Но многие из них однодневные и направлены на сбор денег с участников, которые готовы платить за славу.

Много фотографов, особенно молодых, заточены на съемку фото для конкурсов и победу для славы. Я не приветствую это. Кратковременная удача приведет в тупик.

С момента, когда я начал снимать, я иду по другому пути и со временем понял, что он правильный. С первого дня для меня главное — снять красивую природную историю и этому принципу я следую. Участие в соревновании на последнем месте. Я довольно поздно окунулся в мир соревнований. 

У каждого фотографа наступает момент в жизни, когда хочется общения с себе подобными, показать работы, сравнить, оценить и понять, на что способен. Конкуренция это хорошо, потому что дает пинок под зад и стимулирует твой профессиональный рост. Любой успех, любая победа — толчок к развитию!

Ну, и, конечно, есть факт общественного признания. Тебя начинают приглашать на презентации мирового масштаба, когда ты побеждаешь в престижных конкурсах.

Уже много раз за последние годы я встречался с «красным ковром». Теперь для меня победа — просто победа. Сейчас для меня важна не гламурная, показная сторона соревнования, а то, как бьется сердце, когда я снимаю и работаю в дикой природе.

Не точная наука

Успех конкурса зависит не только от массового участия и богатого призового фонда. Правильный выбор членов жюри играет если не решающую, то, пожалуй, не последнюю роль.

Но жюри будет лишь выбирать из того, что вы снимете и отправите на конкурс. Работа судей должна быть открытой, и решения понятные!

Участвуя в работе жюри разных конкурсов, я ни разу не замечал предвзятости.

Используя современную аппаратуру, несложно получить технически хорошие фотографии. Свет и цвет, композиция, художественность, резкость — ключевые компоненты фотографий, которые дойдут до финала. Но не главные. Вы должны понимать, что фотография не победит лишь потому, что показывает редкий вид животного или простой сюжет, хоть и безупречно выполненный. 

Для меня важны свет, момент, уникальность. И ключевой компонент, на который я всегда обращаю внимание — новизна! Поэтому рекомендую сосредоточиться на новых идеях в изображении. Нам нужны свежие работы, а не копии победителей прошлых лет.

«Оценка фотографического соревнования не точная наука. Меня часто спрашивают — «почему эта фотография хорошая», но нет твердых и быстрых правил, которые могли бы объяснить, почему один снимок выигрывает, а другой нет. Если бы я знал правила и формулы, то штамповал бы отличные фотографии каждый день».

Последнее время мне не нравятся две вещи в фотографии. Когда в одном месте снимает толпа фотографов и начинают толкаться. Всегда хочу задать вопрос: зачем и для чего вы плодите тысячи бесполезных снимков?

И второе: приходишь на выставку престижного фотоконкурса, а там видишь те же фото, которые показывали вчера на соседнем конкурсе. Многие фотографы в погоне за славой посылают одни и те же фото. Как результат, повторы уже не вызывают эмоций. Все это виделось бесконечное число раз в тех же или других вариантах.

Если победить не удалось

Не нужно сдирать с себя кожу, если вы не победили, и обвинять жюри в предвзятости… Нужно понимать: невозможно, чтобы ваши фотографии постоянно побеждали и нравились всем.

Люди воспринимают фотографии по-разному. Кому-то нравятся, кому-то нет. Кто-то радуется хорошему кадру вместе с автором, кто-то завидует, кусая локти. Это нормально, все живые, у каждого — свой взгляд, свое понимание, свои вкусы.

Всегда побеждать невозможно. Поражения это больно и это часть соревнования. Без них нет побед. Нужно получать удовольствие от съемок и двигаться дальше!

После победы

Я очень ценю все, что случилось в моей жизни и фото-карьере. Я дважды выигрывал звание «Фотограф года» в России и сейчас выиграл самый высокий статус, который может выиграть фотограф дикой природы и, кажется, это черта, повод для окончания карьеры. Но я не собираюсь вешать камеру на гвоздь. Буквально несколько часов наслаждаешься успехом и идешь дальше — хочется снимать, снимать и снимать!

Есть ли у меня любимая фотография? Ее не будет. У фотографа не должно быть такой. Каждый раз нужно делать что-то интересное и новое, каждый раз что-то нужно выдумывать, изобретать, а иначе остановишься и смысл профессии потеряется. Теряются стимулы, мечты и энергия.

Путешествуя по труднодоступным уголкам России, я постиг тайну природной фотографии. Во время съемок я находился один на один с дикой природой, и это чувство дорогого стоит. Мои волосы начали седеть и хранят истории моих путешествий. Но я все еще не сделал то, что задумал, полон энергии и, пока могу двигаться, буду снимать дикую природу.

Ну вот и все, теперь вы знаете, кто я!

В 2020 году Wildlife Photographer of the Year принимает заявки до 10 декабря. 

Участие в молодежном конкурсе бесплатно. Для фотографов 18 лет и старше потребуется оплата регистрационного взноса (30 £). Победителям вручаются сертификаты и денежные награды, а их работы увидят миллионы зрителей. С полными правилами вы можете ознакомиться на официальном сайте  https://www.nhm.ac.uk/wpy/competition

Страницы Сергея Горшкова в социальных сетях: 

 https://www.instagram.com/sergey_gorshkov_photographer

https://www.facebook.com/gorshkov.photo 

Публикацию подготовил Дмитрий Лященко, редактор сообщества АртНаграда

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить